Общие сведения
Теория общественного договора в философии — это концепция, которая дает ответ на вопрос о том, как возникло гражданское общество и его правовые принципы, при условии достижения консенсуса между членами различных социальных групп. Потребность в каком-то соглашении между людьми стала созревать после того, как возникло массовое осознание невозможности гарантировать индивидуальные естественные права и безопасность без контролирующего органа в лице государства.
Самые ранние упоминания о договорных отношениях, составляющих основу стабильного и функционирующего общества, содержатся в трудах древнегреческих философов.
В соответствии с основополагающим принципом этой социально-философской доктрины легитимная власть создается на основе обязательного согласия контролируемого большинства. Отправной точкой теории является всестороннее изучение условий взаимовыгодного существования людей, которые немыслимы, когда каждый человек преследует личную выгоду, то есть находится в «естественном состоянии».
На основе этой идеи сторонники концепции общественного договора по-разному объясняют, почему индивид, наделенный разумом, заинтересованный в личном благополучии, должен добровольно отказаться от части своей свободы ради достижения высших целей, продиктованных правилом закона. Идея отражает:
- рациональный и критический взгляд на текущее положение вещей;
- желание вдохновлять людей новыми идеалами.
Как известно, буржуазия мечтала полностью приватизировать власть, оставив феодалов без работы. Это требовало идеологической основы для этого движения, которым, по сути, должен был быть общественный договор, предполагавший установление новых политических правил, соответствующих самой природе человека, его естественным правам.
Если кто-то нарушает закон, нарушая общественный договор, у остальных есть возможность защитить себя от действий этих граждан. Стать полноправным членом общества, согласно общественному договору, означает взять на себя ответственность за соблюдение правил, а также быть готовым к наказанию за их нарушение.
Воззрения Томаса Гоббса
Один из основоположников теории общественного договора, английский философ-материалист Томас Гоббс, в своем трактате «Левиафан, или Материя, форма и сила церкви и гражданского государства» кратко и исчерпывающе обрисовал сущность общественного договора. По мнению автора, до формирования государственного строя человечество находилось в так называемом естественном состоянии. Другими словами, у каждого была абсолютная неограниченная свобода. Нет привилегированных людей, но каждый стремится к власти и хочет иметь как можно больше прав.
В связи с этим представитель английской философской школы XVII века придерживался мнения, что естественным состоянием человека является война всех против всех. Абсолютная свобода, по Гоббсу, связана с анархией, хаосом, бесконечной борьбой, в которой никто не пренебрегает никакими методами удовлетворения своих растущих потребностей.
Единственный верный способ выйти из этой критической ситуации — ограничить чрезмерную свободу всех, чтобы воцарился порядок. Люди должны понимать, что они ищут справедливого мира, взаимно блокируя свои эгоистичные импульсы. Поэтому они должны договориться между собой о некоторых ограничениях, то есть заключить договор.
Лишая себя естественной свободы, люди одновременно делегируют полномочия по поддержанию общественного порядка отдельной группе лиц или конкретному человеку, в результате чего возникает суверенное государство.
Гоббс отстаивал позицию, согласно которой лучшая политическая форма организации общества — это абсолютная монархия. В этом случае государство, отстаивая свои интересы, может прибегнуть к любым мерам влияния на своих подданных.
Биография
Томас Гоббс родился в семье священника. Дата рождения — 1588 год. Страна — Англия. Всю ответственность за воспитание и содержание ребенка взял на себя его дядя, у которого были хорошие материальные возможности для его содержания, поэтому племянник смог получить достойное образование. В 14 лет мальчик показал хорошие знания во всех областях, свободно владел латынью и греческим языком. Он был принят в один из оксфордских колледжей, успешно закончил учебу и получил степень бакалавра. Потом устроился воспитателем и воспитателем, занимался обучением детей высшей знати. Это позволило ему посетить многие места в Европе, где Гоббс познакомился с другими культурами, обществами и мнениями.
Произведения авторов античного периода, с которыми он познакомился во время одного из путешествий по Европе, оказали большое влияние на формирование взглядов Гоббса. Сам философ сказал, что этот период его жизни был для него самым счастливым. В результате философу удалось перевести «Рассказы» Фукидида, главной целью которых было выявить опасности демократии, риски этого политического режима и негативные стороны. Сам философ считал наиболее действенной формой правления — монархию.
Во время своего второго путешествия в Европу философ стал уделять пристальное внимание изучению геометрии. Его интерес к этой науке был вызван несколькими причинами. Одним из них было наличие особой методологии, которая отличалась универсальностью в применении к другим наукам. Геометрия позволяла обозначать точки зрения на любую тему в формате серии неопровержимых доказательств. Согласно Гоббсу, рассмотрение всех социальных проблем возможно только при детальной переработке структуры и содержания государства в ущерб тезисам, имеющим много общего с положениями геометрии.
Впоследствии произошло еще одно путешествие, во время которого философу удалось войти в парижский круг, в который входили известные люди того времени. Гоббс посетил Италию, где изучал труды Галилея, полученные сведения оказали большое влияние на формирование его философских взглядов. Попытка объединить и проанализировать идеи физической механики стала главной важной идеей того времени, которую активно продвигал философ. Этот подход направлен на разработку механизма анализа поведения человека и его долгосрочных изменений.
Гоббс начал уделять много времени философии после того, как они вернулись в путешествие. Он разработал теорию политического и социального устройства государства. Важно отметить, что его идеи не теряют актуальности даже на текущем этапе.
Гоббс посвятил несколько лет своей жизни созданию главного произведения под названием «Левиафан», которое было опубликовано в печати в середине 17 века. В нем автор изложил свои взгляды на человека и государство. Многие исследователи относят это произведение к политической литературе, тогда как рассуждения автора характеризуются наличием связи с природой человека, в заключительной части повествования упор делается на религиозную составляющую.
Спустя несколько лет философ опубликовал трактат «О человеке», в котором было сказано, что люди являются особенно естественными телами, живущими для удовлетворения своих потребностей и продолжения рода. Впоследствии на долгие годы автор был лишен возможности публиковать свои произведения, главной причиной стала критика парламента, представители которого усмотрели признаки атеизма и неуважения к Богу в содержании трудов философа. В результате Гоббс стал больше времени уделять изучению истории.
Умер философ в 1679 году, на его надгробии высечены слова, согласно которым он был праведником, внесшим большой вклад в развитие многих наук, заслужив признание ученых всего мира.
Позиция Джона Локка
В отличие от Томаса Гоббса, считавшего, что до возникновения государства люди пребывали в состоянии непримиримой вражды, английский педагог и философ Джон Локк придерживался иной точки зрения. Основатель этой теории считал, что в естественном состоянии человек:
- морально менее ограничены в своих действиях;
- это не зависит от чьей-либо воли;
- свободно распоряжается собственностью.
Чтобы правила, действовавшие в догосударственный период, соблюдались, природа наделила всех членов общества возможностью судить правонарушителей и подвергать их казни. Локк понимал, что люди по-прежнему живут в страхе, поскольку нет руководящих органов, которые взяли бы реальную власть в свои руки и наказали виновных по естественным законам.
Все это, конечно же, оборачивается дестабилизацией мирной и размеренной жизни. Чтобы защитить свои права, свободы и собственность, люди соглашаются создать государство. В каждом человеке воплощено верховенство естественного права, в соответствии с которым граждане достигают соглашений, сохраняя при этом личную свободу. Люди сознательно передают часть своих прав органам управления в обмен на неприкосновенность собственности и защиту от внутренних и внешних влияний.
Если государство по какой-либо причине не может выполнить свои обязательства, оно автоматически попадает в категорию нелегитимных, что дает гражданам право насильственно ниспровергнуть существующую систему.
Учение Жан-Жака Руссо
Французский писатель и философ во многом расходился с другими выдающимися мыслителями, разработавшими договорную теорию происхождения государства. Он выдвинул идею о том, что основой всеобщей свободы является народный суверенитет, подчеркнув тем самым демократическое содержание общественного договора.
По-настоящему свободным человек почувствует себя только тогда, когда избавится от социальных ограничений и систематической трудовой деятельности. Инстинкт самосохранения мешает ему открыто противостоять другим членам общества. Однако в условиях постоянно растущего населения и изменения территориальных границ потребности людей возрастают, что неизбежно приводит к возникновению частной собственности.
Существует социальное расслоение, а это означает, что бедные будут все больше ненавидеть богатых. Общество, раздираемое социальными противоречиями, отчаянно нуждается в мире, для чего предусмотрен своего рода общественный договор, согласно которому государство гарантирует закон. Основная задача государственной власти — обеспечить, чтобы свобода всех без исключения граждан всегда оставалась неограниченной.
Согласно Руссо, власть должна быть сосредоточена в первую очередь в руках простых людей, которые могут и должны говорить с государственными органами на языке силы, если они нарушают условия общественного договора.
Джон Локк об общественном договоре
Другой мыслитель, родившийся в Англии в 17 веке, был несколько иным. В своих произведениях он предложил иной взгляд на изначальное и естественное состояние человечества.
В отличие от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк видел в изначальной абсолютной свободе человечества не источник борьбы, а образ выражения естественного равенства, а также готовность следовать разумному естественному, естественному законы.
Эта естественная доступность человечества привела его к пониманию того, что в интересах общественного блага важно, сохраняя свободу, передать правительству набор функций, призванных гарантировать дальнейшее позитивное развитие общества. Так реализуется общественный договор между людьми, так и реализуется государство.
Основная цель государства — защита естественных прав человечества, права на жизнь, свободу, собственность. С УЧАСТИЕМ
следует отметить, что Локк существенно отошел от теории Гоббса. Гоббс акцентировал внимание на абсолютной власти государства над обществом и человечеством. Локк же указывает на другое: люди передают государству лишь частицу своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь и свободу. Чем шире диапазон прав человека, тем шире диапазон его или ее ответственности перед обществом.
При этом абсолютной стихийной власти у государства нет. Согласно Локку, общественный договор подразумевает ответственность государства перед людьми. Если государство не выполнило свой долг перед гражданами, если оно нарушило их естественные свободы, тогда люди имеют право бороться против этого государства.
Локка часто называют одним из ведущих теоретиков демократического государства. Его идеал — английская конституционная монархия, олицетворяющая баланс интересов человека и государства.
Взгляды Локка убедительно выражены в:
- «Декларация независимости Соединенных Штатов»;
- «Декларация прав человека и гражданина Франции».
Критика теории
В XIX веке договорная теория происхождения государства подверглась резкой критике. Карл Маркс и Фридрих Энгельс попытались дать принципиально новый ответ на вопрос о том, что послужило толчком к образованию юридической компании.
Пытаясь объяснить феномен коллективной жизни, марксисты отказались от понимания человека как абстрактной единицы общества, изолированной от хода истории. По их мнению, общество порождает не совесть людей, готовых заключить между ними какое-то соглашение, а их целенаправленная работа.
Отмечая важность концепции общественного договора для развития политических тенденций в мире, стоит также остановиться на прогрессивности многих положений этой теории, выступающих против феодального строя и неравенства людей перед законом. Несмотря на очевидные преимущества, доктрине не хватает убедительных научных доказательств, подтверждающих ее осуществимость.
Естественное право
В рамках теории естественного права Гоббс создает определенное направление, которое впервые позволило отличить его от моральных и религиозных норм. Концепция этого английского философа содержала переосмысление древнего наследия в сочетании с достижениями естественных наук и прогрессом своего времени.
Основная позиция, с которой следует исходить, — это отношение к естественному праву как к праву человека. Он заключается только в самосохранении. Конечно, из этого могут проистекать и другие основные права: на жизнь, на свободу, на собственность, на желание доставить удовольствие. Чтобы реализовать возможность самосохранения, человеку нужны средства. Который? Мы решаем сами, поэтому потенциально это право можно считать правом на все. Однако если один наделен такой силой, то другой ее больше не имеет, поскольку они несовместимы. Из этого мы можем заключить, что естественное состояние человека — это война всех против всех. Как было сказано выше, выход из этой ситуации есть — создание такого политического образования, как государство.
Религия в государстве
Особое внимание в философии Гоббса уделяется теологическим вопросам, тем более, что отношения между церковью и государством были ключевой проблемой английской революции. Итак, чего же придерживается мыслитель? Основной принцип заключается в том, что договор между людьми находится на более высоком уровне, чем соглашение с Богом.
Все наши религиозные убеждения возникают потому, что у людей хорошо развито воображение. Мы тоже суеверны и многого не знаем, поэтому хотим как-то объяснить окружающие явления, суть которых еще не понята. Разумно и логично человек хочет найти первопричину всего и решает, что началом может быть вездесущий и бесконечный Бог. Однако, по мнению Гоббса, самая истинная религия — это признание веры в государстве.
Если говорить о верховной власти в стране, то правитель должен иметь верховенство не только над мирской жизнью граждан, но и над религиозными культами. Таким образом, церковь и государство неотделимы друг от друга и составляют единое целое.
Эмпиризм
Согласно Гоббсу, единственным предметом философии и науки являются тела, поскольку на самом деле существуют только те вещи, которые являются материальными. Что касается Бога, его невозможно узнать. По этой причине никто, в том числе и философы, не может его судить. Следовательно, божественность и душа не считаются объектами познания (разума), они относятся только к вере и теологическому учению.
Наше человеческое мышление сводится только к логике и само ограничивается простыми математическими операциями.
Это включает:
- сравнение;
- добавление;
- вычитание;
- разделение.
Этот подход довольно распространен и естественен для видений, сводящих все реальное к существующим и осязаемым телам, но интерпретация Гоббса по-прежнему считается слишком простой.
Эмпиризм сопровождает теорию познания, которой придерживается этот философ. Логика может использовать только данные, полученные в результате опыта. Мысли, по его словам, представляют собой движения, которые происходят внутри человеческого тела. Их нельзя воспринимать как нечто возвышенное или идеальное, это всего лишь существенные движения.
Для выработки эмпирических идей и формирования на их основе более сложных используются уже упомянутые математические операции сравнения, сложения, деления. Гоббс поясняет, что это очень похоже на то, как последовательные числа возникают из отдельных единиц. По определению, бестелесные объекты не могут существовать, поскольку они не воспринимаются ни чувствами, ни ощущениями. Это учение английского философа сильно повлияло на других эмпириков.
Познание и проявится на основе впечатлений от окружающей среды. Эти чувства способствуют возникновению удовольствия и неудовольствия, а также логическим выводам. Естественно, что первое старается усилить, а второе ослабить. Однако оба являются движением сердца. Из этого можно сделать вывод, что мы считаем хорошим то, что доставляет нам удовольствие, а противоположные ощущения, следовательно, считаются плохими.
Таким образом, человек пытается сохранить удовольствие, приумножить его, затем выполнить определенные действия, но при этом старается воздерживаться от других действий, которые приводят к неудовольствию. Именно этот выбор между действием и воздержанием Гоббс называет волей.
Если говорить о морали, то, как и почти все представители материалистического движения, этот английский мыслитель придерживается мнения, что она относительна. Совершенно очевидно, что не существует абсолютного добра, то есть нет такого поступка, который был бы признан благом всеми без исключения людьми. Согласно Гоббсу, понятие «добро» можно свести только к чувству красоты или полезности. В этом нет ничего возвышенного, только земные, мирские ощущения.
Политические и правовые воззрения
Гоббс разработал и представил «договорную» теорию происхождения государства. Философ выделил три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Гоббс отвергал демократию, потому что, по его словам, в демократии возникали различные общественные объединения, что часто приводило к гражданской войне. Аристократия казалась ему предпочтительным вариантом, но только если он был близок к монархии в организации. Предпочтительный вариант Гоббса — монархия. Государство, по его мнению, является результатом соглашения между народами, которое прерывает естественное состояние «войны всех против всех».
Философ был убежден, что все люди равны друг другу, их творец — Творец. Граждане добровольно отказываются от определенных прав и свобод в пользу государства, главной целью которого является обеспечение мира и безопасности. В то же время Гоббс не считал, что все состояния возникают исключительно в результате заключения общественного договора. По его словам, был другой путь: путь завоевания, насильственный захват власти.
Гоббс акцентирует внимание на принципе правового позитивизма и подчеркивает важность государства. Философ предпочитает монархию как лучшую форму организации государства. Он также считает, что церковь должна быть ограничена в своих полномочиях, ее деятельность должна регулироваться и контролироваться государством.