- Краткая информация
- Полоса «неудач»
- Бернард Шоу и политика
- Переезд в Лондон
- Первая должность
- Признание зарубежом
- Цитаты и афоризмы
- Начало карьеры
- Становление драматурга
- Период учебы
- Отношение к систему образования
- Бернард Шоу и СССР
- Биография Бернарда Шоу
- В столице Великобритании
- «Тележка с яблоками»
- Детство и юность
- Личная жизнь
- Работа клерком
- Школьные годы
- Первые шаги в мир писательства
- Популярность и слава
- Парадоксы драматурга
- Любовные пьесы и женитьба драматурга
- Шоу и Сталин
- Смерть
- Социальные взгляды
- Творчество
- Новаторский взгляд
- Изменение образа мышления
- Закат жизни
- Какой след он оставил
- Герои пьес Б. Шоу
- Интересные факты:
Краткая информация
Полоса «неудач»
Если посмотреть на жизнь британского драматурга, может показаться, что до 36 лет его преследовала череда неудач: его романы не публиковались, его не нашли в музыке, его политическая карьера не выдержала фрукты.
Однако это был лишь поиск «своего» занятия. И это исследование было успешно завершено, когда он познакомился с произведением норвежского драматурга Генриха Ибсена:
Чтение его пьес, просмотр их в театре убедили Бернарда Шоу в том, что он тоже может!
Бернард Шоу и политика
Во время Второй мировой войны Шоу критиковал военные действия. В 1931 году его пригласили в СССР, где он получил аудиенцию у Сталина. Бернар был очарован советским политическим режимом.
Вернувшись домой, он начал резко критиковать буржуазию и ее ценности.
Переезд в Лондон
В 16 лет Бернард остался с отцом в Ирландии — его мать уехала в Лондон с двумя дочерьми. Спустя 4 года он решил переехать в столицу Великобритании. Именно в это время он начал бурную карьеру писателя.
Бернард Шоу посещал британские библиотеки, писал романы, которые, однако, сразу нигде публиковать не хотел. Лишь 9 лет спустя, в 1885 году, стали замечать его первые работы. Возможно, этому способствовало то, что Шоу на тот момент стал творческим критиком.
Первая должность
В 15 лет Джордж Бернард становится клерком в агентстве недвижимости. Одна из обязанностей Шоу заключалась в сборе арендной платы с обитателей дублинских трущоб, и печальные впечатления тех лет позже воплотились в «Домах вдовца». Он занимался этой работой несколько лет, хотя она ему и не нравилась.
Признание зарубежом
В 1902 году лондонский театр «Индепендент» поставил «Дом вдовца». Шоу было встречено холодным приемом публики, но обсуждение в прессе показало внимание к поднятой теме.
Бернард Шоу приступил к работе над следующими пьесами, так появились «Ученик дьявола, оружие и человек». Они не поехали в Лондон, но успех был полным в Вене и Берлине. Его пьесы ставились в США.
Шоу получило признание за рубежом
Позже в Британии это осознали, поставили первые пьесы драматурга, признали его мастерство и назвали его «вторым после Шекспира».
Цитаты и афоризмы
- Если у вас есть яблоко, а у меня есть яблоко, и если мы обменяем эти яблоки, то у вас и у меня будет по яблоку. И если у вас есть идея, а у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
- Самый большой грех по отношению к ближнему — это не ненависть, а безразличие; это действительно вершина бесчеловечности.
- Идеальный муж — это мужчина, который думает, что у него идеальная жена.
- Кто умеет, кто не умеет, учит других.
Начало карьеры
В 1876 году Шоу переехал к матери в Лондон, где начал учиться самостоятельно. Молодой человек посещал библиотеки и музеи столицы, много читал.
Бернарду посчастливилось найти работу в одной из лондонских газет, и именно там он начал свою писательскую карьеру. Сначала он работал внештатным корреспондентом, затем 6 лет работал музыкальным критиком: вел колонку о театре.
Именно тогда Шоу понял, что самым важным в его жизни будет литература. Он начал писать романы, но его ранние произведения не пользовались успехом у читателей. Ситуация изменилась в 1892 году, когда Шоу написал свою первую пьесу «Дом вдовца». С этого момента началась блестящая карьера Шоу как писателя-драматурга, подарившего миру принципиально новую драму: острую, актуальную, построенную на диалоге и конфликте.
Затем последовали не менее скандальные комедии «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», буквально взорвавшие британское общество своей бескомпромиссной позицией, правдой жизни и едкой сатирой. Эти драматические пьесы Шоу получили название «неприятные комедии».
Становление драматурга
Отказы не остановили начинающего драматурга: он продолжал писать комедии «на злободневные темы», описывая социальные аспекты жизни. Он работал с таким усилием, что просто сорвался и тяжело заболел.
Благодаря усилиям своей будущей жены, филантропа Шарлотты Пейн Таузенд, которая просто обожала театр, Б. Шоу смог преодолеть болезнь и выздороветь. Он не только оставил больного Бернарда, но и помог ему развиваться как драматург.
Период учебы
Шоу учился в колледже Уэсли в Дублине и в гимназии. Среднее образование получил в Дублине. В 11 лет его отправили в протестантскую школу, где он, по его собственным словам, был предпоследним или последним учеником.
Он назвал школу самым разрушительным этапом своего образования. Вот одна из его цитат по этой теме:
«Мне никогда не приходило в голову подготовить уроки или сказать правду этому универсальному врагу и палачу: учителю»
Отношение к систему образования
Система образования подвергалась критике со стороны Шоу за то, что она фокусировалась на умственном, а не духовном развитии. Автор особо критиковал систему физических наказаний в школе.
Несмотря на такое отношение, Бернард Шоу известен своим образованием, но эта заслуга принадлежит исключительно стремлению развиваться. Спектакль на протяжении всей своей жизни проводил в читальных залах библиотеки — занимался личностным развитием.
Бернард Шоу и СССР
достоверно известно, что писатель восхищался Иосифом Сталиным и считал социалистическую Россию лучшим государством в мире.
Когда Джорджу Бернарду Шоу было 75 лет, он посетил Советский Союз и был чрезвычайно доволен результатом поездки.
Стоит отметить, что изначально ему казалось, что порядок в стране может существовать только при авторитарном режиме. Однако, когда Гитлер пришел к власти в Германии, он передумал.
В 1923 году была опубликована одна из лучших пьес в биографии Бернарда Шоу «Святой Иоанн». В нем рассказывалось о подвигах и трагической гибели Жанны д’Арк.
Впоследствии он написал много других произведений, на основе которых ставились спектакли и снимались фильмы.
примечательно, что в 1974 году в СССР состоялась премьера фильма «Миллионер» по одноименной пьесе драматурга. В съемках приняли участие одни из самых известных советских актеров, в том числе Юрий Яковлев.
Биография Бернарда Шоу
В столице Великобритании
Это был 1876 год, когда мать и сын снова встретились. В Лондоне Бернар не терял времени зря, не тратил его на досуг и развлечения, но посещал музеи и библиотеки. В столице он создал свои первые произведения, стал вести музыкальную колонку в газете.
Шоу не был известен до 1885 года, а его ранние романы не пользовались популярностью. Только в 1985 году, когда он стал творческим критиком, его имя стало гораздо чаще произноситься в обществе. Шоу был критиком журнала London World».
Работая творческим критиком, Шоу писал иногда разрушительные статьи, для него не было авторитета
В начале 1890-х Бернар заинтересовался фабианским социализмом. Эта тенденция предполагала преобразование капиталистического общества в социалистическое, но постепенно и мирно. Вращение в кругах фабианской общины привело Шоу к встрече с девушкой Шарлоттой Пейн-Тауншенд, которая стала его женой в 1898 году. Несмотря на то, что он прожил с этой женщиной всю жизнь и ее прах развеял вместе с ней, писатель позволил себе иметь некоторые связи со стороны.
1892 год стал датой драматического успеха Бернарда Шоу: была опубликована его первая пьеса. К началу ХХ века он уже стал известным драматургом и за всю свою жизнь написал 63 пьесы. В 1882 году Шоу написал «Профессию от кашля Байрона», вышедшую в 1886 году и ставшую первым опубликованным романом писателя. Первые пять романов автора вышли позже. Как видим, прославиться ему в первую очередь помогла драма.
В 1898 году Шоу женился на Шарлотте Пейн Тауншенд. Они прожили вместе 45 лет
«Тележка с яблоками»
В одном из своих самых известных произведений — «Телега с яблоками» — драматург рассказывает об особенностях социально-политической ситуации в Англии первой трети ХХ века. Центральная тема игры — обсуждение политической знати, короля Магнуса и кабинета министров. Министры, избранные народом, то есть демократическим путем, требуют установления конституционного правительства государством, в то время как король настаивает на том, что вся власть в государстве принадлежит исключительно правительству. Сатирическая дискуссия с элементами пародии позволяет автору отразить свое истинное отношение к институту государственной власти и объяснить, кто на самом деле управляет страной.
Бернард Шоу, биография которого отражает все его презрительное отношение к любой тиранической власти, пытается отразить истинную подоплеку государственного конфликта не только в противостоянии автократии и квазидемократии, но и в «плутократии». По мнению автора, понятие «плутократия» означает явление, которое под предлогом защиты демократии уничтожило реальную власть и саму демократию. Это произошло, конечно, не без помощи власть имущих, — говорит Бернард Шоу. Цитаты из работы могут только подтвердить это мнение. Например: «Король — это идеал, созданный группой злодеев, чтобы упростить управление страной, используя короля как марионетку», — говорит Магнус.
Детство и юность
Бернард Шоу родился в Дублине в семье купца и певца. Помимо Бернарда, в семье было еще двое детей, его сестра. В юности мальчик отличался неповторимым мышлением и необычайно взрослым поведением. В школе он мало общался со сверстниками и не очень любил учиться. Юного Бернарда больше интересовали духовные учения, а не научные исследования и зубрежка. Его отношения с учителями не складывались с первых дней, за что он неоднократно подвергался физическим наказаниям. После окончания школы молодой человек сразу же отправился искать работу, финансовые трудности не способствовали поступлению Шоу в университет, да и сам молодой человек его не хотел.
Личная жизнь
В 1898 году Шоу женился на ирландской наследнице Шарлотте Пейн Тауншенд. Хотя время от времени у Шоу были романтические отношения, они провели вместе счастливую жизнь, путешествуя по миру. У пары не было детей. О внебрачных детях Шоу информации нет. Возможно, отношение писателя к этой теме заключено в его афоризме: «Молодость — прекрасная вещь. Какое преступление тратить ее на детей».
Шарлотта Пейн-Тауншенд
Во время брака Шоу лихорадочно писал драматические комедии, в том числе известные пьесы:
- «Оружие и человек».
- «Кандида».
- Майор Барбара».
- «Пигмалион».
- Санта-Джованна».
За годы, прошедшие между смертью Шарлотты в 1943 году и ее смертью в 1950 году в возрасте 94 лет, Шоу не сбавлял оборотов. Когда он больше не мог писать от руки, он использовал пишущую машинку. За последние три года своей жизни Шоу написал как минимум шесть совершенно новых пьес.
Драматург умер от почечной недостаточности, осложненной травмами, которые он получил, когда упал с лестницы во время обрезки деревьев в своем имении. После смерти Шоу прах Шоу был смешан с прахом его покойной жены, и оба были разбросаны в саду их общего дома.
Работа клерком
Благодаря поддержке дяди он смог найти работу клерком в известном агентстве недвижимости в Дублине. Самым печальным и жестоким для его души было сбор налогов с жителей бедных районов. Из-за невозможности им чем-либо помочь молодой человек сильно упрекнул себя в своей беспомощности. В дальнейшем этот мрачный период его независимой жизни частично можно увидеть в спектакле «Дом вдовца». Несмотря на непонятность произведения, будущий писатель любил писать бухгалтерские книги, в попытке развлечься и отвлечься от однообразной работы оттачивал умение старательно и четко писать каждую букву. После того, как Бернарду исполнилось 16 лет, его семья распалась, мать мальчика сбежала в Лондон с новым возлюбленным и дочерьми. Решив, что нельзя оставлять отца одного, молодой человек остался в родном городе и продолжил учебу в риелторской компании.
Школьные годы
Бернарду было легко учиться, но он просто ненавидел саму систему образования. В зрелом возрасте Шоу много раз критиковал английскую систему образования, указывая на неэффективность телесных наказаний и отсутствие духовного развития в школьных стенах.
Однако в детстве Шоу изучал грамматику в школе. Затем он поступил в колледж в Дублине. Также ему довелось посещать протестантскую школу.
Первые шаги в мир писательства
Молодой человек вскоре понял, что ему не нравится его образ жизни, и поехал навестить мать и сестер в Лондон. Приехав в Великобританию, Шоу изменился, он начал много времени проводить в библиотеках, изучать литературу и впервые начал писать собственные произведения. В начале его работы никого не интересовали, и ему пришлось вступить в писательскую партию через критику. Только после того, как Шоу стал успешным литературным критиком, его романы были замечены публикой. Первым произведением, которое он написал, был напечатан роман Байрона «Профессия от кашля», написанный в 1882 году. Сама работа была опубликована только через четыре года после завершения работы над ней. Некоторые моменты в книге показывают жизнь самого писателя. Главный герой занимался боксерскими поединками, как и сам автор, полюбивший этот довольно агрессивный вид спорта. Интересно, что сами дуэли проходили в Англии, а своеобразная дуэль в мире писателей началась с Шоу сразу по его приезду в Лондон.
Популярность и слава
Год спустя был опубликован еще один необычайно увлекательный рассказ: «Не социалист». В начале книги показана жизнь школы для девочек, резко прерванная моментами из жизни простого работяга и заканчивающаяся социалистическими темами. В 1884 году, за несколько лет до написания «Не социалистический», писатель заинтересовался идеями социализма и присоединился к Фабианскому Сообществу, которое продвигало социализм в обществе. Вскоре после выхода очередного романа Шоу стал корреспондентом, который писал рецензии на музыкальные спектакли. С этого момента писатель все больше интересовался миром театра, в его романах все больше появляется драма, а действия все больше напоминают комедии. В 1885 году писатель приступил к работе над первой пьесой «Дом вдовца», но вскоре отложил ее завершение.
Парадоксы драматурга
Во время Первой мировой войны Шоу не боялся критиковать воюющих и в своей пьесе «Дом, где разбиты сердца» предсказал следующие трагические события.
В следующем спектакле «Святой Иоанн» о Жанне д’Арк почему-то осудил свою героиню и посчитал ее смертный приговор вполне естественным. Общественность отказалась это понимать.
Любовные пьесы и женитьба драматурга
В произведении «Любовь среди художников» писатель ярко показывает и описывает отношения между людьми, свои личные взгляды на брак и свое личное понимание любви как явления. Символично, что последним опубликованным романом Шоу стала его первая творческая работа «Незрелость». В 1892 году на сцене театра была поставлена первая пьеса Бернарда Шоу «Дом вдовца». Драматург часто использовал сатирические уловки, чтобы высмеивать высшее общество, жившее за счет того, что бедняки давали им последние деньги. Многие из его работ остались недооцененными по многим причинам, некоторые были слишком трудны для понимания широкой публикой, другие не подвергались политической цензуре.
В 1898 году Шоу женился на Шарлотте Пейн Таунсенд, с которой у него было много общего. Пара поддерживала социалистические идеи, и это стало поводом для их знакомства. Несмотря на любовь и понимание в семье, Шоу неоднократно изменял жене и она знала это, но, несмотря на это, пара оставалась вместе.
Шоу и Сталин
В 1931 году Бернард Шоу посетил СССР. Его встретили самым сердечным образом. Его почти носили на руках. Драматург был принят самим Сталиным, долго с ним беседовал.
Шоу был очарован Страной Советов и, прибыв в Лондон, подверг критике консервативные буржуазные устои, у которых нет будущего. Да будет это земля обетованная, где правит товарищ Сталин…
Смерть
Вторую половину жизни драматург провел в Хартфордшире, где у них с Шарлоттой был уютный двухэтажный дом, окруженный зеленью. Писатель жил и работал здесь с 1906 по 1950 год, до самой смерти.
Памятник Бернарду Шоу
Ближе к концу жизни утраты одна за другой стали преследовать писателя. В 1940 году умерла его невыразимая возлюбленная Стелла, которая ответила драматургу взаимностью. В 1943 году верная Шарлотта умерла. В последние месяцы жизни Бернар был прикован к постели. Он храбро встретил смерть, оставаясь до конца в сознании. Бернард Шоу умер 2 ноября 1950 года. По завещанию писателя его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом любимой жены.
Социальные взгляды
Политические и социальные взгляды Шоу сыграли важную роль в развитии Шоу как автора. В 1980-х годах он был членом фабианского сообщества. Идеи, продвигаемые этой ассоциацией, легко понять, если вы узнаете, откуда взялось ее название. Сообщество берет свое название от римского полководца Фабия Кунктатора, которому удалось победить жестокого карфагенского правителя Ганнибала именно потому, что он умел ждать и выбирать подходящий момент. Этой же тактике придерживались фабианцы, которые также предпочитали ждать, пока не появится возможность сокрушить капитализм.
Бернард Шоу, чьи произведения преследуют цель открыть читателю новые проблемы современности, был горячим сторонником изменений в обществе. Он хотел изменить не только укоренившиеся основы капитализма, но и внести в драматическое искусство тотальные инновации.
Творчество
Впервые с момента своего приезда в Лондон Бернард Шоу посетил библиотеки и музеи, восполняя пробелы в своем образовании. Мать драматурга зарабатывала на жизнь уроками пения, а ее сын с головой окунулся в социальные и политические проблемы.
Писатель Бернард Шоу
В 1884 году Шоу вступил в Фабианское общество, названное в честь римского полководца Фабия. Фабио побеждал своих врагов медлительностью, осторожностью и умением ждать. Основная идея фабианцев заключалась в том, что социализм — единственно возможный тип дальнейшего развития Великобритании, но страна должна идти туда постепенно, без катаклизмов и революций.
В этот же период в Британском музее Бернард Шоу познакомился с писателем Арчером, пообщавшись с которым будущий драматург решил попробовать свои силы в журналистике. Сначала он работал внештатным корреспондентом, затем шесть лет работал музыкальным критиком в журнале London World, а затем вел трехлетнюю колонку о театре в Saturday View».
Бернард Шоу за работой
Одновременно с журналистикой Шоу начал писать романы, которые в то время никто не брался публиковать. Бернард Шоу написал пять романов между 1879 и 1883 годами, первый из которых был опубликован только в 1886 году. Впоследствии критики, проанализировав ранние литературные эксперименты Бернарда Шоу, пришли к выводу, что они обладают яркими чертами, присущими дальнейшему творчеству драматурга: краткие описания ситуаций и диалогов, насыщенные парадоксами.
Когда Шоу был театральным критиком, он заинтересовался творчеством норвежского писателя Хенрика Ибсена. В 1891 году он опубликовал книгу «Квинтэссенция гибсенизма», в которой обозначил основные характеристики творчества скандинавского драматурга. В юности Шоу на сцене преобладали пьесы Шекспира, а также мелкие мелодрамы и комедии. Ибсен, по словам Шоу, стал настоящим новатором в европейской драматургии, подняв ее на новый уровень, выявляя острые конфликты и дискуссии между персонажами.
Вдохновленный пьесами Ибсена, Бернард Шоу в 1885 году написал первую из своих «неприятных комедий» под названием «Дом вдовца». Считается, что с этого произведения началась биография Шоу как писателя-драматурга. Здесь зародилась новая эпоха европейской драмы, острой, актуальной, построенной на конфликтах и диалогах, а не на активных действиях героев.
Затем последовали комедии «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», которые буквально взорвали викторианскую Англию своей неприкрытой актуальностью, едкой сатирой и правдивостью. Главный герой «Профессий миссис Уоррен» — проститутка, которая зарабатывает на жизнь самой древней профессией и не собирается отказываться от этого способа заработка.
Бернард Шоу в последние годы
Противоположностью этой развращенной женщины в пьесе является ее дочь. Девушка, узнав об источнике дохода своей матери, уходит из дома, чтобы честно заработать на жизнь. В этом произведении Шоу отчетливо проявился реформаторский характер творчества, возникли новые аргументы в пользу острых и актуальных, политических и социальных английских литературы и театра. Бернард Шоу объединяет жанр реалистической драмы с тонким юмором и сатирой, благодаря чему его пьесы приобретают необычайное очарование и силу подачи.
Создав беспрецедентный для того времени прецедент своими «неприятными комедиями», Шоу выпустил серию «приятных комедий»: «Оружие и человек», «Избранник судьбы», «Жди и смотри», «Кандида».
Бернард Шоу наблюдает за репетициями шоу
На рубеже веков зрелый автор, человек с полностью сформировавшимся мировоззрением, создает такие шедевры, как «Майор Барбара», «Цезарь и Клеопатра», «Человек и Супермен», «Пигмалион».
«Пигмалион» — одна из пьес Бернарда Шоу, емкое, многогранное и сложное произведение, которому посвящено множество научных книг и монографий. В центре сюжета — судьба бедной продавщицы цветов Элизы Дулитл и богатого и знатного джентльмена Хиггинса. Последний хочет вылепить из цветочницы светскую даму, точно так же, как мифический Пигмалион создал свою Галатею из куска мрамора.
Афиша спектакля «Пигмалион» Бернарда Шоу
Необычайное преображение Элизы помогает раскрыть душевные качества, врожденную доброту, благородство простой цветочницы. Комичная дискуссия двух джентльменов рискует обернуться трагедией для девушки, внутренней красоты которой они не видели
Следующим знаковым произведением драматурга стал спектакль «Дом, в котором разбиваются сердца», написанный после Первой мировой войны. Шоу недвусмысленно обвинил британскую интеллигенцию и сливки общества в том, что они погрузили страну и всю Европу в пучину разрушения и ужаса. Эта работа ясно показывает влияние Ибсена и Чехова на творчество Шоу. Сатирическая драма приобретает черты гротеска, аллегории и символизма.
Бернард Шоу много путешествовал
Война еще больше укрепила приверженность Бернарда Шоу идеям социализма. До конца своих дней он продолжал верить, что социалистическая Россия является примером для всего цивилизованного мира, а общественно-политическая система СССР — единственно верная и правильная. Ближе к концу жизни Шоу стал идейным последователем сталинского режима и даже посетил СССР в 1931 году.
Некоторое время драматург был склонен думать, что только диктатор может навести порядок в обществе и стране, но после прихода к власти в Германии Гитлера отказался от этой идеи.
Бернард Шоу посетил Россию
По мнению критиков и почитателей произведения Бернарда Шоу «Сан-Джованни», лучший из них родился в 1923 году и посвящен жизни, подвигам и мученической смерти Жанны д’Арк. Последующие спектакли «Горький, но верный», «Мель», «Миллионер», «Женева» и другие не получили общественного признания при жизни автора.
После смерти Бернарда Шоу спектакли ставили театры разных стран, они ставятся и сегодня, а некоторые произведения обрели новую жизнь в кино. Так, в 1974 году в Советском Союзе вышел фильм «Миллионер» по одноименной комедии, имевший оглушительный успех. Роли исполнили Ю. Борисова, В. Осенев, В. Этуш, Ю. Яковлев и другие актеры.
Новаторский взгляд
Новые темы, ранее не поднимавшиеся на сцене театра, принесли драматургу свою долю популярности, но настоящий успех пришел только в 1904 году. Королевский придворный театр, расположенный в Лондоне, начал показывать лучшие произведения драматурга и это подняло его на вершину популярности. «Майор Барбара» и «Доктор в дилемме» отличались от ранее написанных произведений, в этих произведениях можно увидеть весь жизненный опыт, который имел Бернар. В 50 лет он полностью выработал собственный стиль и форму подачи письменного материала. Одно из самых известных произведений, созданных в начале 20 века, — «Пигмалион». В этой игре автор пытается в доступной форме показать людям, что все в конечном итоге одинаковые и одинаковые по сути. Различия, которые он показывает, заключаются только во внешних и гендерных различиях.
Изменение образа мышления
Первая мировая война стала шоком для всего мира, и драматург не стал исключением. Он отрицал саму идею войны за мир, потому что сам принцип таких действий строился на постоянных противоречиях. «Дом, где разбиваются сердца» показал, что это массовое братоубийство подорвало ее веру в человечество, хотя, как и прежде, было показано в юмористической форме. В его вере в социализм стали появляться огромные бреши, и он все чаще продвигал идею диктатуры. Он считал, что толпа никогда не сможет управлять миром в гармонии, потому что существует так много людей и мнений, а человечество никогда не подчинится себе по своей природе. В своих более поздних комедиях Шоу показал свое отношение к жизни некоторыми откровенно малоизвестными пьесами, публика пришла в ужас. «Сан-Джованни» стал лучом надежды для творчества драматурга, канонический образ мученицы Джованны помог ему заново открыть для себя его давнюю любовь к публике. С каждой пьесой автор все ближе и ближе подходил к Нобелевской премии, полученной им в 1925 году.
Закат жизни
Несмотря на всю любовь публики, комедии, написанные в последние годы их жизни, не увенчались успехом и были сняты с показа после двух-трех спектаклей. В 1931 году после посещения СССР и личного общения со Сталиным Шоу стал поклонником его взглядов и полностью поддержал идею сталинизма. В дальнейшем Шоу не раз становился на сторону Сталина во время конфликтов с другими странами. В конце жизни Шоу переехал в свое поместье и большую часть времени проводил в одиночестве. В 1950 году в возрасте 94 лет великий мыслитель и драматург исчез.
Какой след он оставил
Хотя это может быть легким преувеличением, Шоу, возможно, является ведущим англоязычным драматургом после Шекспира. Под влиянием Ибсена и других современных писателей Шоу представил английский театр в новом стиле реалистической драмы. Однако, в отличие от Ибсена, Чехова или даже Юджина О’Нила, Шоу уникален среди современных драматургов благодаря своему чувству юмора и широко распространенной (хотя и смутной) вере в высшую мораль. Применив смелый критический интеллект ко многим другим областям своих интересов, он помог сформировать политическое, экономическое и социологическое мышление трех поколений.
Пер Халльстрём восхищался уникальным сочетанием политического огня и «шумной веселости» в сатире Шоу, отмечая, что «ему приходилось заставлять людей смеяться, чтобы никто не подумал о том, чтобы его повесить».
В предисловии к «Возвращению к Мафусаилу» GBS раскритиковал его работу: «Я надеюсь, что сотни притч, написанных молодыми руками, вскоре оставят меня позади, так же как религиозные картины 15 века оставили позади усилия ранней христианской иконографии. С этой надеждой я снимаюсь и опускаю занавеску».
Герои пьес Б. Шоу
В его пьесах было мало действия, но много смысла. Его герои рассуждали, учили, критиковали, не боялись называть вещи своими именами, не скрывали своих настроений и чувств. Это было ново.
Шоу безжалостно высмеивал уродливые и пошлые стороны английской жизни. Лорды подняли носы, простой народ отчаянно хлопал в ладоши. Британская публика постепенно привыкала к Шоу и его парадоксам.
Интересные факты:
- Бернард Шоу однажды сердито заметил, что влюбленность неуместна для переоценки разницы между одной женщиной и другой.
- Правильное произношение фамилии Шоу: «Шо», однако в русской языковой традиции произношение «Шоу» исправлено».
- В ответ на фразу «Шоу — клоун» Ленин сказал: «В буржуазном государстве он может быть клоуном для среднего класса, но в революции его не примут за клоуна»
- Мало кто знает, что выдающийся английский драматург Бернард Шоу любил бокс и даже выступал на соревнованиях. Об этом подробно рассказал журналист и писатель Бенни Грин в книге «Чемпионы шоу», изданной в 1979 году в Лондоне. Шоу соревновался в среднем весе. Именно бокс дал тогдашнему начинающему писателю богатый материал для написания романа о боксерах «Профессия Кашела Байрона», который был тепло встречен такими писателями, как Роберт Стивенсон и Уильям Моррис. Учитель Шоу Нед Доннелли, который первым преподавал писателю уроки бокса, представлен в романе под именем Нед Скин.